Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Общая площадь – 20 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 3 учебные парты и 6 стульев для занятий с учащимися. Кабинет оснащен всем необходимым для коррекционной логопедической работы. В логопедическом кабинете проводятся диагностическо – коррекционная работа с учащимися среднего и старшего школьного возраста имеющих статус ребенка ОВЗ.
Основные направления работы проводимые в логопедическом кабинете
1. Проведения диагностического обследования речевого развития учащихся школьного возраста.
2. Составление индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и планов подгрупповых занятий.
3. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися.
4. Консультирование педагогов и родителей (беседы, консультации, мастер-классы, обучение приемам индивидуальной коррекционной работы).
5. Ведение документации.
Для правильной коррекции важное значение имеет материально-техническое оснащение образовательного процесса, очень важно самообразование самого педагога. Мое рабочее место оборудовано компьютером, большим экраном, принтером, что позволяет опираться на интерактивные методы учебной работы с использованием интернет-ресурсов, пополнять и обогащать свои знания. В кабинете есть книги, учебные и методические рекомендации и пособия для педагогов, родителей и учащихся лицея, буклеты, плакаты, рекомендации.
Помещение кабинета условно поделено на центры:
Центр развития артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Этот центр оборудован зеркалом, рабочим столом, стендом для пособий (стенд для презентации артикуляционной гимнастики). Содержит материалы для игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Центр красивой и правильной речи. Оборудован зеркалом, для коррекции и закрепления правильной артикуляции, инструментарием для постановки звуков (логопедические зонды для массажа и постановки, индивидуальные зондозаменители, а так же индивидуальные ложки для самомассажа). В центре имеются многочисленные методические пособия для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, пособия для пальчиковой гимнастики и общему массажу, пособия для кинезиологических и нейроупражнений, игры для развития мелкой моторики (шнуровка, прищепки, резинки, кнопочки и т.д.)
Центр коррекции лексико-грамматического строя и связной речи.
Содержит иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, стимулирующие речевое и личностное развитие учащихся, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей учащихся, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы.
Центр обучения грамоте и письму. Содержит предметные картинки для развития звуковой культуры, схемы для звуко- буквенного разбора слов, изображения букв, значки-символы, фишки, мнемосхемы и другое.
Цент дидактических пособий и игровой деятельности. Подобраны дидактические пособия, игры и упражнения, в том числе сделанные своими руками. Они способствуют сосредоточенности и концентрации внимания детей, увеличению знаний, помогают расслаблению и отдыху (песочная терапия, работа в сухом бассейне).
Центр научно-методического обеспечения. Помогает эффективно организовать профессиональную деятельность, способствует научно-методическому сопровождению в процессе работы методических объединений, анализу собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения квалификации.
Центр информирования. Представлен стендом с информацией для учащихся (памятки, правила и т.д.) и информацией для педагогов и родителей.
Центр диагностико-аналитической деятельности. Необходима для проведение психолого-педагогического и логопедического обследования с целью определения уровня психического и речевого развития, его соответствия возрастным нормам.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Музыкальный зал
Цель функционирования музыкального зала
Цель функционирования музыкального зала – целенаправленное формирование личности ребенка дошкольного возраста путем воздействия на него музыкального искусства.
Также это:
формирование умения слушать и понимать музыку;
формирование умения петь в соответствии с возрастными возможностями;
формирования умения исполнять музыкально-ритмические движения;
воспитание интереса к музыкальному искусству;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к музыке.
Назначение
Музыкальный зал используется в работе всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитанниками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями) детей.
В работе с детьми
Основное предназначение музыкального зала – проведение музыкальных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста.
Также зал предназначен для проведения:
праздничных утренников, вечеров развлечений, тематических занятий с детьми;
открытых итоговых занятий;
театрализованных представлений;
просмотров фильмов и мультфильмов;
индивидуальной и групповой работы с детьми;
В работе с сотрудниками
организационно-методических мероприятий (семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, презентаций, консультаций и т.д.);
проведения аттестации педагогических работников;
встреч с представителями общественности;
общих собраний трудового коллектива;
профсоюзных собраний;
культурно-массовых мероприятий.
В работе с семьями воспитанников
общих родительских собраний, конференций;
групповых родительских собраний;
семинаров, тренингов, консультаций.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики. На них написаны ласковые имена детей, которыми родители называют их дома. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а также доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе стараюсь организовывать так, чтобы она была комфортной для малышей, эстетически привлекательной и соответствовала возрасту детей. Развивающая предметнопространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Наша развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию уголков. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, нужный детям материал, костюмы и атрибуты для игр.
Содержание детских игровых уголков
Уголок здоровья
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать культурно-гигиенические умения. Развивать двигательную активность детей. В уголке двигательной активности имеется разный спортивный инвентарь для свободной деятельности мячи среднего и малого размеров, кольцеброс, кегли, скакалки, гимнастические палки, обручи, куб для гимнастики, обручи.
Уголок сюжетных игр «Мы играем»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; формировать у детей умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Здесь расположена детская мебель, куклы, коляски, легковые и грузовые автомобили, различные наборы конструкторов для построек, мягкий модуль, лошадка-качалка, пластмассовые игрушки-животные, набор посуды (кастрюльки, чашки, блюдца, подносы, вилки, ложки). Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребѐнка нашей группы.
Наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации по ПДД и ОБЖ, плакаты, книжки-малышки, карточки с изображением опасных ситуаций, которых нужно избегать или знать способы. их ликвидации). Настольно – печатные игры. Наборы игрушек и машин. Персонажи: полицейский, врач, пожарный. Пособие по обучению детей ПДД и ОБЖ. Атрибуты к сюжетноролевым играм "Больница", "Смелые пожарные", "Полиция". Чехлы на стулья: пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь.
Для дидактических и развивающих игр отдельно расположен шкаф, в котором находятся: материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (пуговицы, шнуровки, предметные картинки (одежда, обувь, посуда и др., парные картинки, игрушки-забавы (неваляшка, набор грибочки-втулки (одинаковые по размеру, но разные по цвету, кубики с предметными картинками, рамки-вкладыши с геометрическим формами, цветные пластиковые крышки для дидактической игры и развития мелкой моторики. Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; формирование умений и навыков в рисовании, лепке; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей, восковые мелки, бумага, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, пластилин, стеки, губки, различные трафареты для рисования, непроливайки, раскраски. Также имеется светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие.
голок музыкально-театральный
Задачи: Пробудить интерес детей к театру. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.
Музыка - не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. В этом уголке есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты (погремушки, дудочки, барабан, бубен, саксафон); разные виды театров: пальчиковый вязанный, куклы Би-ба-бо, настольный театр, театр теней «Теремок», варежковый.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: освоение родного языка; воспитание духовной культуры детей, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книжками-малышками, потешками, пестушками, стишками и др.
В уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Малыши могут самостоятельно просматривать понравившуюся им литературу. Дети удобно и комфортно располагаются за столом для просматривания книжек (мебель соответствует росту детей).
Развивающая предметно – пространственная среда во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
В развивающей предметно – пространственной среде 2 младшей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок для театрализованных игр;
книжный уголок,
сенсорно – математический уголок;
уголок конструктивной деятельности;
уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
спортивный уголок;
уголок природы;
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1.Уголок для сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей до 3-4 лет довольно крупные и готовые к использованию.
Это атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Семья»: кухонная плита, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями"; диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети; набор столовой и чайной кукольной посуды. Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница»: аптечная стойка, медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.). Игровые материалы для игры «Гараж» (машинки) размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, раскладная машина - палатка и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
В группе круг полифункциональных материалов невелик. Имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов. Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п.
2.Уголок для театрализованных игр:
- Кукольный театр («Теремок»),
- Настольный театр («Репка», «Два жадных медвежонка»)
-Театр – фланелеграф (сказка «Цыплёнок»)
- Театр с игрушками Бибабо
- Маски персонажей
-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.)
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
- Ширма
3. Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
4. Сенсорно – математический уголок.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки,
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе и полке, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками,)
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов (миски, кубы, домик, машина)
- Матрешка
- Доски-вкладыши (с фигурками)
- Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Наборы кубиков с цветными гранями
- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)
- Наборы парных картинок (предметные)
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей)
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками
- Разрезные картинки, разделенные на 2-4 части
5.Уголок конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки.
Конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе
В группе имеются:
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов
- Мозаики разных форм и размеров
- Природный материал.
6.Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации):
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 3 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
7.Спортивный уголок:
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены
таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной
активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены
игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное
оборудование расставлено вдоль одной свободной стены.
Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Флажки
- Гимнастические мячи
- Кольцебросы
- Мешочки для метания
- Кегли
8. Уголок природы:
В группе находится:
- 2 -3 комнатных растения, похожими на дерево, траву;
- Неприхотливые, цветущие одноцветными цветками (бегония, герань);
- С широкими, плотными листьями (фикус);
- Контрастными (традесканция);
-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года);
- Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель);
- Иллюстрации аквариумных рыб, попугаев, черепах.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна
Наличие оборудованных библиотек
Наличие оборудованных объектов спорта
Для успешной деятельности инструктора физической культуры в образовании важно обеспечить его оборудованием и организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования физкультурного зала детского сада базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Физкультурный зал располагаются на втором этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Оборудование установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа. Предназначен для проведения организованной образовательной деятельности, развлечений и спортивных праздников.
Образовательная область физическая культура направлена на
Развитие физических качеств (сила, скорость, гибкость, выносливость, координация)
Накопление обогащение двигательного опыта (овладения основными видами движения)
Формирование потребности в двигательной активности.
Виды деятельности:
утренняя гимнастика;
занятия по физической культуре;
физкультурные досуги, праздники, развлечения;
консультативная работа;
коррекционно-профилактическая работа с детьми;
индивидуальная работа с детьми.
Набор материалов и оборудования, необходимых для организации физического развития
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
С учетом задач работы инструктора помещение территориально включает несколько зон, которые имеют специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Зона занятий по физической культуре.
спортивный зал, шведская стенка, кубы, гимнастические скамейки, обручи, мягкие модули.
Двигательно – игровая зона
Укреплять здоровье детей;
Развивать двигательные навыки и физические качества;
Расширять двигательный опыт;
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Зона спортивного оборудования:
— традиционного,
— нестандартного
Разнообразие организации двигательной деятельности детей
Формировать умение использовать спортивное оборудование на занятиях и в свободной деятельности;
Создавать вариативные, усложненные условия для выполнения двигательных заданий;
Оптимизация режима двигательной активности;
Повышать интерес к физическим упражнениям;
Расширять круг представлений о разнообразных видах спортивного оборудования, его назначении.
Зона метания
Ознакомление с различными способами метания
Развивать глазомер;
Закреплять технику метания;
Укреплять мышцы рук и плечевого пояса.
Зона прыжков
Создание условий для обучения прыжкам разного вида в соответствии с возрастом и Программой
Обучать технике прыжков;
Развивать силу ног, прыгучесть;
Использовать специальное оборудование.
Зона «Спортивный комплекс»
Создание условий для удовлетворения потребности в двигательной активности. Овладеть техникой различных способов и видов лазанья;
Развивать ловкость, силу, смелость при выполнении упражнений на кольцах, перекладине.
Коррекционно — профилактическая зона
Укрепление здоровья детей, осуществление профилактики от плоскостопия. Содействовать профилактике и развитию опорно-двигательного аппарата с помощью простейших тренажеров, и использования нестандартного оборудования;
Овладеть навыками самооздоровления.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из приоритетных направлений в деятельности МДОО является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса и админимтрирования посредством применения ИКТ (Информационно-коммуникативных технологий)
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОО
В свободном доступе для детей в МДОО компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 4 компьютера, 4 из которых имеют выход в Интернет,
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МДОО при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В Образовательной организации создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается различная информация: об Образовательной организации и её основных направлениях, об истории и развитии и её традициях, о педагогических работниках и т.д. На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, нормативные документы, локальные акты.