Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив МДОО обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МДОО требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
"Безопасное поведение и действия при обнаружении взрывоопасных предметов"
Цель : предотвращение несчастных случаев и травматизма.
Правила безопасного поведения при обнаружении неизвестных и взрывоопасных предметов:
1. Заметив оставленный в транспорте, подъезде дома и т.п. пакет (сумку, коробку и т.п.), ни в коем случае не трогайте его: возможно, в нем находится взрывное устройство.
2. Сообщите о своей находке дежурному сотруднику полиции. Если вы заметили коробку, пакет, сумку в городском транспорте, сообщите об этом водителю.
3. Если вы все-таки оказались невольным свидетелем террористического акта, не теряйте самообладания. Постарайтесь запомнить людей, убегающих с места события, возможно, это и есть преступники.
4. Постарайтесь оказать посильную помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи. Передайте свои сведения сотрудникам спецслужб, прибывшим на место происшествия.
5. Не играйте со взрывпакетом, если каким-то образом он оказался у вас: можно получить тяжелые ожоги и травмы.
6. Не бросайте в костре патроны – они могут выстрелить и ранить вас.
7. Опасайтесь взрыва: кислородных баллонов, сосудов под давлением, пустых бочек из-под бензина и растворителей, газовоздушных смесей.
8. Обнаружив подозрительный предмет, похожий на снаряд, мину, гранату, не приближайтесь к нему и не бросайте камни, снаряд может взорваться. Место расположения подозрительного предмета оградите и сообщите о находке в милицию по телефону 102 и находящимся поблизости взрослым. Дождитесь прибытия полиции.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Сдвигать с места, бросать, поднимать взрывоопасные предметы.
2. Собирать и хранить боеприпасы, пытаться их разбирать, нагревать и ударять.
3. Изготавливать из снарядов предметы быта.
4. Использовать снаряды для разведения костров, приносить их в помещение.
5. Собирать и сдавать в металлолом боеприпасы, оружие и снаряжение времен войны.
Беседа с детьми по правилам пожарной безопасности
Цель: ознакомить с правилами пожарной безопасности.
Задачи:
- познакомить с историей происхождения профессии пожарного, пожарной охраны;
- формировать умение принимать решение в экстремальной
ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека;
- закрепление знаний учащихся о поведении при пожаре в общежитии.
- развитие творческого потенциала учащихся.
Ход беседы
- История зарождения профессии пожарного и история пожаротушения.
С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. «Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нём мифы и песни».
С силой бушующего огня очень трудно справиться!
Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.
Как же называют людей этой профессии? Пожарные.
Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.
Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?
Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет!
В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и дома городские, и княжеские резные терема и крепостные стены, защищавшие город от врагов.
Как вы думаете, почему?
Ведь Россия – страна лесов. Дерево – самый доступный, дешёвый и удобный материал для строительства в нашей стране.
Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в городе возникал пожар, пожарники звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.
Строили в городах и высокие-превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня.
Уже в Древнем Риме работали команды пожарных. Их называли "вигилии", что означает "бодрствующие". Эти пожарные несли еще и полицейскую службу по ночам. Наиболее богатые римляне содержали "персональные" пожарные команды.
В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.
У пожарных сейчас есть мощная техника - пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.
Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.
- В чём состоит работа пожарников?
Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом – не строится ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность.
Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.
Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идёт в огонь!
- Наша безопасность . Если вы почувствовали запах гари, увидели дым ли огонь, немедленно звоните телефону «01», вызывая бригаду пожарных.
Кто из вас знает, на чём передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащённые пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
Пожарные машины ездят сразу по нескольку штук. На каждой машине – бригада пожарных.
Пожар может случиться из-за неисправной электропроводки; причиной пожаров бывает и непотушенная сигарета, и забытый включенным утюг, и детская игра со спичками.
- Просмотр презентации «Осторожно огонь»
- Игра: “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”
1. Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”?
- “01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк “От костра до котла”; “Огонь - опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
- Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.
15. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать?
- Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.
6. Чтобы избежать опасных ситуаций в доме и в школе с огнем, запомните правила поведения. Памятки вывешиваются на доску азбука безопасности (сменные плакаты).
Работа по плакату «Основные правила пожарной безопасности »
- Не оставляй электрическую плиту без присмотра.
- Пользуйся исправными электроприборами.
- Не используй без присмотра взрослых горючие жидкости.
- Не украшай елку игрушками из горючих материалов.
- Не пользуйся без взрослых пиротехническими изделиями.
- Не играй с открытым огнем.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.
Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3 . Не суши бельё над плитой.
Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР.
Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.
7.Итог. Ответы учащихся на тему- пожарная безопасность.
ПАМЯТКА "правила поведения во время обстрела"
Действия при начале обстрела
При получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» (непрерывное гудение сирены), с первыми звуками, не дожидаясь дополнительных разъяснений по правилам поведения и защиты, необходимо:
1. Отойти от окон.
2. Взять вещи первой необходимости (документы, телефон, деньги, банковские карты, одежду, аптечку).
4. По возможности спуститься в подвал, погреб или паркинг.
5. Если нет подвала – оставаться в здании и укрыться в помещении без окон.
3. Следить за смс-сообщениями в телефоне или оповещениями по громкоговорителям (ждать сигнал «Отбой» или дополнительные разъяснения по правилам поведения и защиты).
Общие рекомендации
На улице
Если вы услышали свист снаряда (он похож больше на шорох), а через 2-3 секунды взрыв – сразу падайте на землю. Не паникуйте: то, что вы слышите звук полёта, означает, что снаряд пролетел достаточно далеко
от вас, а те секунды перед взрывом лишь подтвердили достаточно безопасное расстояние. Однако следующий снаряд может прилететь ближе к вам, поэтому быстро оглядитесь вокруг. Возможно рядом есть место, где можно спрятаться надёжнее.
Если есть какой-либо выступ (бордюр, блок) или углубление в земле (канава) – воспользуйтесь этой естественной защитой. Если рядом есть бетонная конструкция – лечь рядом с ней.
Лежать нужно, чтобы снизить вероятность ранения осколками. Они разлетаются вверх и под углом от поверхности. Если человек стоит – больше шансов оказаться у них на пути.
В транспорте
Если первые взрывы застали в машине на дороге, не рассчитывайте, что сможете быстро уехать с места обстрела. Неизвестно, в какую сторону ведется огонь и как долго он продлится. Кроме того, опасность представляет бензобак машины, который может взорваться при попадании снаряда или осколка. Поэтому немедленно останавливайте машину и быстрее ищите укрытие. Покидать машину лучше с противоположной от обстрела стороны, ползком переместиться как можно дальше и потом лечь на землю, закрыв голову руками.
В случае, если обстрел застал вас в автобусе, нужно немедленно остановить транспорт, пригнувшись отбежать от дороги в направлении «от зданий и сооружений», и лечь на землю. Если неподалеку заметили более надёжное укрытие – постарайтесь в него перебраться. Перебегать надо короткими быстрыми бросками сразу после прозвучавшего взрыва.
В доме
При обстреле ни в коем случае нельзя подходить к окнам!!! На них должны висеть тяжелые шторы, кровать максимально отодвинута вглубь комнаты. Окна можно закрыть большими диванными подушками, массивными шкафами, плотно набитыми вещами (делать это нужно в периоды тишины). Определите в помещении комнату, которая не имеет окон (в квартире обычно это ванная комната). Чем больше бетона вокруг, тем лучше (найти несущие стены). Если известно, с какой стороны ведётся обстрел, то выбрать самую удалённую комнату с противоположной стороны подальше от окон. Нужно сесть на пол у стены – чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Если все помещения в квартире имеют окна, то лучше выйти в подъезд.
Если в доме есть подвал – спуститься в подвал. Лифтом во время обстрела пользоваться запрещено. Если подвала нет – спуститься на нижние (1-2) этажи, паркинг. Чем ниже, тем лучше.
В частном доме необходимо спуститься в погреб. Взять с собой телефоны, радио на батарейках, фонарь, воду, аптечку. При этом нужно иметь в виду, что при попадании снаряда погреб может завалить. Поэтому важно прикрепить на дверь привлекающую внимание записку «Во время обстрела мы в погребе» и указать, где он находится.
После окончания обстрела (бомбардировки)
Оставляя место укрытия, передвигайтесь осторожно и внимательно смотрите себе под ноги. Не поднимайте с земли никаких незнакомых вам предметов: авиабомба, ракета или снаряд могли быть кассетными!
Боевые элементы обычно разрываются при падении, но могут взорваться позже от малейшего движения или прикосновения. Внимательно смотрите за детьми и не позволяйте им ничего поднимать с земли.
В ночное время и в затемненных местах при передвижении используйте фонарь.
Можно спрятаться в следующих местах
В качестве кратковременных укрытий могут быть использованы любые заглубленные помещения, подвалы зданий и многоквартирных домов, паркинги, подземные переходы, элементы рельефа (канава, траншея или яма, смотровая яма гаража или СТО открытого (уличного) типа).
Если в поле зрения нет укрытия, куда можно перебежать одним быстрым броском, нужно просто лечь на землю и закрыть голову руками. Большинство снарядов и бомб разрываются в верхнем слое почвы или асфальта, поэтому осколки разлетаются на высоте 30-50 см над поверхностью.
ВЫВОД: ваше укрытие должно быть хоть минимально углублённым и, вместе с тем, должно находиться подальше от сооружений, которые могут обрушиться на вас сверху при прямом попадании или могут загореться.
Спрятавшись в укрытии, ложитесь и обхватите голову руками. Приоткройте рот – это убережёт от контузии при близком разрыве снаряда или бомбы. Не паникуйте.
Не подходят для укрытия:
- подъезды любых зданий, небольшие пристройки;
- места под стенами многоквартирных домов, высоких зданий, магазинов. От взрывной волны сверху будет падать много стекла и обломков, а это не менее опасно, чем металлические осколки снарядов. Безопасное расстояние от таких строений – 30-50 метров;
- места под автотехникой (машиной, грузовиком, автобусом и т.д.) из-за угрозы взрыва бензобака.
- места на пожароопасных и взрывоопасных объектах (автозаправочные, газозаправочные станции, места складирования пожароопасных и взрывоопасных предметов).
Беседа с детьми «Безопасность на воде».
Цель. Учить детей предвидеть и распознавать опасности во время отдыха на
водоёмах и по возможности их избегать.
- Все ли из вас знают правила поведения на воде?
- Все ли вы соблюдаете эти правила?
- Как вы думаете, к чему может привести несоблюдение правил?
Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.
Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.
Необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения на воде. Это позволит избежать несчастных случаев.
Если вы не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега.
Никогда не купайтесь в одиночку.
Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.
Не ныряйте и не прыгайте в воду в незнакомых местах.
Не устраивайте в воде игры, связанные с захватами.
Если вы не умеете плавать, нельзя далеко заплывать на надувных матрасах или камерах.
Не подплывайте к моторным, парусным судам, весельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам, это опасно.
Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.
Не теряйте самообладания в критической ситуации, не стесняйтесь звать на помощь.
Часто летним тёплым днём, оказавшись в воде, люди теряют чувство меры и оказываются в самых неожиданных ситуациях. Так, при длительном пребывании в холодной воде, сильном утомлении или выполнении резких движений могут появиться в ногах судороги. Что делать?
1.Необходимо сразу же перестать работать этой ногой.
2. Если есть возможность, стать на дно и растереть сведённую мышцу.
3. Либо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец.
4.Можно также плыть, работая только руками, расслабив сведённую ногу.
Иногда случается и такое: увлёкся, заплыл далеко и чувствуешь, что нет сил возвратиться обратно. Что делать?
Не теряйтесь, сохраняйте спокойствие и верьте в свои силы.
Повернитесь на спину, полежите спокойно, отдохните, восстановите ровное дыхание, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывите к берегу.
Что делать? Как помочь человеку, который тонет?
Достаточно бросить ему спасательный круг, доску из пенопласта или другие предметы, за которые он может держаться, пока к нему не подплывёт кто-либо.
Если спасательных средств нет, то тонущему необходимо оказать помощь вплавь: подплывать к тонущему надо осторожно, лучше сзади, чтобы он не схватил вас за шею и не потянул с собой на дно. Брать утопающего безопаснее всего сзади под мышки или за затылок, около ушей, и, поддерживая его лицо над водой, плыть на спине к берегу.
Помните, что любой водоём – зона повышенной опасности. И прежде чем сделать первый шаг в воду, вспомните (и выполняйте) общие правила купания в водоёмах.
Инструкция по действиям персонала и воспитанников при возникновении ЧС
I. Алгоритм действий педагога при возникновении
(угрозе возникновения)
чрезвычайной ситуации в здании детского сада
1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации детского сада.
2. Организовать экстренную эвакуацию воспитанников из здания, согласно схемы эвакуации. Воспитатель ДО, во время всей эвакуации, находится с воспитанниками.
3. При завершении эвакуации проверить наличие воспитанников. О результатах проверки доложить администрации детского сада.
4. Обеспечить порядок на месте расположения воспитанников и их безопасность.
5. Действовать согласно распоряжений администрации детского сада.
6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102, 112.
II. Общие требования и правила поведения педагога и воспитанников при угрозе ЧС
Общие правила поведения педагога:
1. действия педагога при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;
2. в коридорах возле групп на каждом этаже на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;
3. в коридорах, а тек же в помещениях (музыкальный зал, прачка, пищеблок) должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;
4. в медпункте, прачке, пищеблоке, сторожевой обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;
5. педагогу ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди воспитанников. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Педагогу нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни воспитанников;
6. чтобы облегчить педагогу его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;
7. педагогу необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий. Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения педагогу необходимо ориентироваться.
Педагогу надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их воспитанников и персонала производится в первую очередь.
III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного
проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке
совершения (совершении) террористического акта
При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.
1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.
2. Немедленно поставить в известность администрацию, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:
- точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;
- полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;
- характер и возможные последствия происшедшего
3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:
- точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,
- времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,
- принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,
- времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.
- точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
- времени доклада в МДОО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.
5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
IV. Руководитель учреждения обязан:
После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе
жизнеобеспечения учреждения.
1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в МДОО.
2. В течении суток после ликвидации последствий письменно - докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации.
3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями).
4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
V. Обязанности взаимодействующих органов в части, касающихся
безопасности МДОО (милиция, пожарная охрана)
Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников МДОО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.
В случае пожара:
- немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается по тел. 101;
- по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;
- оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей
При возникновении чрезвычайной ситуации:
- немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы
МВД, МЧС, отдел образования;
- по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;
- представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;
- оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.
VI. Алгоритмы действий при ЧС природного характера. Землетрясения.
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения
1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию воспитанников из здания детского сада. Взять журнал и через запасный выход покинуть здание детского сада.
2. Постройте воспитанников в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить воспитанников вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации детского сада по обследованным безопасным выходам.
5. Эвакуацию воспитанников из здания сада осуществляет воспитатель группы, находящийся на смене.
6. После регистрации воспитанников эвакуируйтесь вместе с воспитанниками группы в безопасную зону.
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию воспитанников, доложите о прибывших.
9. Организуйте проживание воспитанников, помня о том, что каждый педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.
VII. Наводнение. Алгоритм действий при поступлении сообщения о
наводнении и начале эвакуации
1. При внезапном затоплении детского сада возьмите журнал группы и переведите детей в безопасное место: верхние этажи.
2. Посчитайте количество детей и доложите администрации.
3. Не допускайте массовой паники воспитанников.
4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с воспитанниками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.
5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию воспитанников, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.
VIII. Ураган. Алгоритм действий людей в помещении при внезапном
возникновении урагана
1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.
2. Воспитанников доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или педагога.
IX. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары
1. При получении сигнала оповещения о пожаре в детском саду немедленно организовать детей для эвакуации из здания.
2. Взять журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание.
3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку (пересчитать детей).
4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в ОШ №5
5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику.
6. После эвакуации из здания детского сада сделать перекличку (пересчитать детей).
7. В горящее здание не возвращаться. Это очень опасно!
XI. Аварии с выбросом радиоактивных веществ
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и воспитанникам. Выдать ватно- марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
2. Закрыть форточки в группе. Отсадить детей от окон.
3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять журнал.
4. Прибыть в ОШ №5.
5. Организовать санитарную обработку и размещение.
XII. Мероприятия по эвакуации из помещений МДОО при ЧС.
1. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому звонковой сигнализацией: короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. - короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. (будет повторяться 4-5 раз). Дублирующий сигнал голосом: «Внимание всем! Покинуть здание!»
2. Эвакуируются все воспитанники и все сотрудники.
3. Воспитатель руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход воспитанников через соответствующий выход.
4. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты и без шалостей, строго и серьезно. Команды подает и делает замечания только воспитатель.
5. При эвакуации воспитанников ведут к месту сбора ( напротив центрального входа в здание учреждения), дети строятся по группам в колонну по 3, в заранее определенной последовательности.
6. После проверки по журналу наличия воспитанников педагоги докладывают начальнику штаба ГО учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.
8. Начальник штаба ГО докладывает заведующему детского сада - начальнику ГО объекта о результатах эвакуации.
9. У каждого из выходов контроль организованности эвакуации осуществляют заместители заведующего по основной деятельности - должностные лица ГО и ЧС.
10. заведующему хозяйством - заместителю начальника ГО объекта по тылу - обеспечить готовность запасных выходов из здания учреждения.
XIII. Обязанности охраны в МДОО
XIII-I.Принимая смену сторож обязан:
- уточнить обстановку на охраняемом объекте у сменяемого сотрудника охраны, наличие и характер замечаний в адрес л/с предыдущей смены;
- проверить наличие и исправность принимаемого имущества и документации, работоспособность средств связи, оповещения и охранной сигнализации;
- произвести осмотр объекта снаружи и изнутри.
О результатах приема-сдачи смены сделать запись в «Журнале приема - сдачи дежурства» с указанием недостатков и изменений в состоянии охраняемого объекта.
XIII-II В ходе несения службы сторож обязан обеспечить:
- контроль за соблюдением внутри объектового порядка, мер безопасности и пропускного режима внутри здания;
- сохранность и целостность имущества и помещений, сданных под охрану.
Контроль осуществляется путем визуального наблюдения и прослушивания с места
- несения службы и в процессе обхода объекта. Порядок и периодичность обхода объекта согласовывается с администрацией объекта.
- Выход за пределы объекта в ночное время и в период ограниченной видимости запрещен. Результаты обхода записываются в Журнал. В случае обнаружения нарушений или неисправностей немедленно докладывать в Дежурную Часть.
- В свой работе руководствоваться требованиями действующего законодательства, условиями государственного договора с «Заказчиком», положениями настоящей инструкциями, в части касающейся охраны и безопасности объекта, распоряжениями прямых начальников охранного предприятия.
- Знать расположение и оборудование объекта, территорию и границы поста, маршруты контроля состояния объекта, маршруты эвакуации персонала и воспитанников, номера телефонов дежурных служб РОВД, МЧС, должностных лиц образовательного учреждения.
- Не допускать проникновения (проход, проезд) на объект посторонних лиц и автотранспорта.
- В зависимости от складывающейся обстановки своевременно и решительно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, оперативно извещая милицию, дежурную службу.
-Знать и уметь пользоваться техническими и охранно-пожарными средствами, вспомогательным инвентарем, средствами связи, находящимся на объекте, в случаях возникших чрезвычайных ситуаций.
XIII-II. Действия сотрудников (дежурного) при возникновении нештатных ситуаций.
а) При обнаружении взрывоопасных предметов (взрывных устройств) охраннику необходимо:
1. если этот предмет представляет бесхозную вещь, необходимо срочно установить, чья она и кто мог её оставить, если хозяин вещи не установлен, приступить к принятию конкретных мер;
2. ни в коем случае не нарушать целостность обнаруженных предметов (не вскрывать, не перемещать их);
3. зафиксировать время обнаружения находки, другие обстоятельства произошедшего;
4. следует быстро определить зону опасности и обеспечить ее изоляцию (ограждение), не допускать в нее людей и транспорт;
5. доложить о происшествии немедленно руководству образовательного учреждения, службу "102" , дежурной части РОВД убедиться в том, что доклад сделан в эти службы руководством учреждения. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения взрывоопасного предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте обнаружения (на объекте), опасную близость для государственных, жилых, промышленных зданий, возможные последствия в случае взрыва, принимаемые меры;
6. при необходимости, следует срочно принять меры к эвакуации людей по безопасному маршруту (в безопасное место);
7. поддерживать постоянную связь с дежурной частью РОВД, руководством объекта и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке;
8. по прибытии на место происшествия сил РОВД, МЧС проинформировать их о сложившейся ситуации и действовать в соответствии с указаниями ответственного оперативного руководителя, не ослабляя внимания за сохранностью имущества и ситуацией на территории поста;
9. при получении сообщения от граждан об обнаружении ими взрывоопасных предметов, помимо перечисленных действий, необходимо дополнительно выяснить сведения о сообщивших, обстоятельства, при которых обнаружен взрывоопасный предмет, по возможности установить ещё свидетелей и очевидцев
10. следует четко помнить: не предпринимать самостоятельно никаких действий с подозрительными находками, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, вашей гибели, многочисленным жертвам и разрушениям!
б) При угрозе нападения (нападении):
1. путем наблюдения установить реальность преступных намерений со стороны подозреваемых лиц, степень опасности их действий, возможные последствия;
2. зафиксировать внешние приметы нападающих, их вооружение, одежду, отличительные черты лица, средства передвижения и др. особенности;
3. о случившемся немедленно сообщить в МВД об угрозе нападения (нападении) передачей тревожного сигнала с использованием кнопки экстренного вызова милиции, доложить оперативному дежурному, в дежурную часть местного
МВД и руководству объекта;
2. принять меры по охране места происшествия для сохранения следов и вещественных доказательств.
3. при появлении неизвестных лиц дежурный обязан проверить у них документы, удостоверяющие личность и документы, дающие право зайти в здание детского сада. В случае отсутствия документов, сомнении в их подлинности или неподчинении этих лиц требованиям дежурного, в здание не пускать.
в) при захвате людей на объекте (всего объекта) в заложники:
Помните, что захват в заложники всегда организуется скрытно и происходит неожиданно. Но вместе с тем постоянная бдительность на посту, анализ проявления подозрительных действии или появления подозрительных лиц, помогут снизить вероятность и внезапность захвата или упредить его своевременными контр действиями.
Если вам стало известно о готовящемся захвате или совершении другого преступления, если вы располагаете фактами, немедленно сообщите об этом в органы МВД используя для этого технические средства экстренного вызова милиции.
Если захват произошел:
1) не допускать действий, которые могут спровоцировать напавших к применению оружия, подрыву устройства, применению отравляющих веществ и привести к человеческим жертвам;
2) постарайтесь немедленно сообщить дежурному МВД (служба 102, и включение кнопки экстренного вызова полиции) в другие дежурные службы о нападении и захвате заложников;
3) без раздражений и замечаний переносите оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе и в тоже время - следите за всем происходящим вокруг вас;
4) при необходимости выполняйте требования преступников (не причиняя вреда жизни и здоровью мирных граждан), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и собственной, не допускайте паники и истерик;
5) на совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;
6) помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;
7) будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;
8) продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:
9) лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;
10) если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;
11) ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;
г) В случае пожара или аварийной ситуации на объекте:
1) оценить обстановку и немедленно оповестить руководство охраняемого объекта и соответствующие службы, доложить оперативному дежурному (101) оповестить о возгорании и ответственных за открытие запасных входов о подготовке их к эвакуации людей;
2) принять меры к локализации пожара или аварии, используя при этом имеющиеся на объекте соответствующие противопожарные средства и оборудование;
3) не подвергать опасности здоровье и жизнь людей;
4) оказать помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте, спасения имущества, согласно плану эвакуации. Не допустить загораживания проходов и путей эвакуации людей, особое внимание уделить эвакуации и размещению в безопасном месте детей (согласно плану эвакуации);
5) организовать встречу и допуск пожарных и аварийных расчетов, стараться контролировать их действия при проведении работ, эвакуации (выносу) материальных средств;
6) о ликвидации пожара или аварийных ситуаций доложить оперативному дежурному.
XIV. Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме МДОО
1. Пропускать в здание МДОО сотрудников только по документу, удостоверяющему личность
2. Пропускать в здание МДОО родителей воспитанников по спискам, предоставленным администрацией и документу, удостоверяющему личность
3. При пропуске на территорию МДОО автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов
4. Особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих МДОО по служебным делам, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей
5. Ограничить пропуск в здание МДОО родственников и знакомых воспитанников, пропускать только по разрешению руководителя МДОО, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей
6. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться сотрудником по звонку прибывшего
7. После окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения МДОО и каждые два часа обходить территорию МДОО
8. Обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы
9. Обо всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения
ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов: бактерии, вирусы и простейшие. Источником инфекции является человек или животное. К острым кишечным инфекциям относятся следующие заболевания дизентирия, холера, энтерит, гепатит А, брюшной тиф и др. |
Ведущие пути передачи:
- контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
- пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
- водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)
|
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!
ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ
Памятка для родителей.
Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов- бактерии, вирусы и простейшие.
Источником инфекции является человек или животное.
Ведущие пути передачи:
- контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
- пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
- водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)
Входными воротами и органом-«мишенью» является желудочно-кишечный тракт.
Основные группы симптомов заболевания следующие:
- лихорадка, слабость, снижение аппетита
- диарея, рвота, вздутие живота
- боли в животе
О тяжести заболевания говорят западение глаз, заострение черт лица, западение большого родничка, сухие губы, судороги.
Грозным симптомом, говорящим о крайней тяжести заболевания, является отсутствие мочи у ребенка более 6 часов.
Обратите внимание!
При диарее, сопровождающейся болями в животе, признаками интоксикации:
- Не применяйте болеутоляющие препараты — это может сильно затруднить диагностику. Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других);
- Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребёнка;
- Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры.
- Не давайте ребенку при поносе вяжущих (закрепляющих) средств — имодиум, лопедиум и т.д.. этом случае течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление.
- При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой; подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют консультации врача и общепринятой терапии; промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.
Итак, чтобы избежать острых кишечных инфекций у детей, не забывайте об элементарной профилактике:
- Соблюдайте элементарные правила личной гигиены. Чаще мойте руки ребёнку, объясните ему также, чтобы не ел ничего на улице грязными ручками. Подстригайте малышу регулярно ногти.
- Регулярно мойте детские игрушки.
- На улице время от времени протирайте ребёнку ручки гигиеническими салфетками с антисептической пропиткой.
- Все фрукты, овощи и ягоды тщательно мойте под проточной водой.
- Все продукты покупайте только в местах санкционированной торговли, причём только в таких, где есть охлаждаемые прилавки или холодильное оборудование.
- Не давайте своему крохе пищу, которую забыли поставить в холодильник. На вид, вкус и запах еда может быть нормальной, а на самом деле в ней могут быть болезнетворные микробы.